ТЕКСТ |
Обзор стилистики дореволюционного плаката В конце XIX - начале XX века в искусстве Европы получил распространение новый стиль, который вошел в историю европейского искусства как «югендстиль» (Германия), «ар нуво» (Франция) или «сецессион» (Австрия). В России он получил название стиля модерн и занял доминирующие позиции в архитектуре, графике и дизайне. Новый стиль способствовал оформлению плаката в самостоятельный и оригинальный жанр графики. В плакате, более, чем в других жанрах искусства были реализованы стремления модерна к массовости и демократичности, его претензии на художественное преобразование среды. Именно благодаря этим особенностям модерна в круг художественной деятельности крупных мастеров были вовлечены те жанры графики, которые ранее оставались на обочине большого искусства -книжная графика, прикладная графика и плакат. Модерн в значительной степени определил выразительный язык плаката, его обусловленность особенностями литографской техники, стремление к лаконизму и символической информативности образа, к крупной визуально выделенной форме; именно модерн выдвинул пятно, плоскостность, линию в число ведущих выразительных средств его языка. Огромное значение для формирования плаката имела также идея синтеза искусств, одна из главных идей модерна, и обусловленный ею принцип ансамбля, следуя которому плакат активно приобщался к новым стилевым течениям в графике, живописи, архитектуре. «Художественная афиша» стала важнейшим элементом книжного и выставочного ансамбля, зрелищной рекламы, фирменного стиля коммерческой рекламы. Зона его действия постоянно расширялась. |